Сертификация маломерных судов и оборудования для них
Любой водный транспорт должен соответствовать требованиям безопасности. Однако для крупного судна одни требования, а для небольшой прогулочной лодки – другие. Особенно если учесть тот факт, что безопасность небольших судом контролируется только на этапе их подготовки к реализации путем сертификации. Поэтому-то к маломерным судам и их оснащению предъявляются серьезные требования безопасности, выполнение которых подтверждается наличием сертификата соответствия, который можно оформить в сертификационном центре.
Прежде всего, конечно следует разобраться с термином «маломерное судно». В общепринятом понимании это небольшая лодка или иное плавсредство не предназначенное для перевозки большого количества пассажиров или груза, а также имеющее небольшие размеры и водоизмещение. Для обывателя такое определение вполне годится, однако для производителя или поставщика, который планирует сертифицировать свою продукцию, нужно нечто более точное. Такое определение дает профильный регламент Таможенного союза ТР ТС 026/2012. Согласно его положению, маломерным судном признается плавсредство длинной не более 20 метров и рассчитанное на перевозку не более 12 пассажиров.
Оценке соответствия требованиям безопасности подлежит не только само судно, как единая конструкция, но и оборудование, которым оно оснащается в обязательном порядке. Таким оборудованием является:
- люки и иллюминаторы;
- рулевая система;
- система противопожарной безопасности;
- система защита от непроизвольного пуска двигателей или подачи крутящего момента на приводные механизмы;
- топливные баки и система подачи топлива;
- спасательное оборудование.
Безусловно, на судне может быть установлено и другое оборудование (бытовая техника, лестницы, мебель и т.д.), однако в обязательном порядке по требованиям ТР ТС 026/2012 оно не сертифицируется. Тем не менее, компания-производитель, как правило, оформляет на них добровольные сертификаты, подтверждающие безопасность. Либо оборудование сертифицируется специальными органами занимающимися вопросами судоходства.
Процедура оформления сертификата на маломерные суда и оборудование
Сертификация оборудования для плавсредств и самих судов осуществляется по схемах 1с ли 3с. Первая схема рассчитана на серийно производимые суда и оборудование для них, а схема 3с предполагает сертификацию единичных экземпляров или партии оборудования или судов.
На начальном этапе заявителю предстоит идентифицировать предмет сертификации. Это важно не только в плане определения схемы сертификации, но и просто потому, что помимо сертификата судно или оборудование может подлежать государственному надзору профильными органами. Тем не менее требования безопасности формулирует именно ТР ТС 026/2012.
Для запуска процедуры потребуется подать заявку с пакетом документов и образцами для проведения испытаний. Пакет документов будет включать в себя:
- реквизиты производителя;
- техническая документация, в соответствии с которой произведено судно (ТУ);
- инструкция по использованию и эксплуатации;
- договор на поставку (для импортного продукта);
- сертификаты на маломерные суда выданные страной-производителем (для импортных плавсредств);
- сертификаты на оборудование и комплектующие (иллюминаторы, рули, силовые установки и т.д.).
В комплекс испытаний входит лабораторная экспертиза, анализ документации, сверка с нормативными актами, регламентирующими нормы безопасности и производственная инспекция для (серийной продукции).
В том случае, если результаты испытаний полностью соответствуют требованиям безопасности, заявитель получает сертификат соответствия.