Поиск по сайту


Статьи

Понемногу обо всем, что связано с сертификацией продукции

Технический регламент ТР ЕАЭС 038/2016 «О безопасности аттракционов» - обзор ключевых положений документа

18 апреля 2018 года в силу вступает регламент Евразийского экономического союза, который прописывает требования к аттракционам и порядок их сертификации. Нужно отметить, что необходимость технического регулирования этой сферы услуг назрела давно – каждое лето, после происшествий в парке развлечений, общественность вспоминала, что единых технических требований к качелям-каруселям нет, и требовала их разработать. И теперь самое время оценить, что представляет собой регламент ТР ЕАЭС 038/2016 и, что от него ожидать владельцам аттракционов.

В первую очередь нужно сказать, что регламент не имеет обратной силы. То есть бежать сертифицировать установки уже исправно катающие отдыхающих не нужно – их эксплуатация регулируется старыми нормативными актами, а действие регламента ТР ЕАЭС на них не распространяется.

Сфера регулирования и классификация аттракционов

Технический регламент «О безопасности аттракционов» предъявляет требования безопасности при производстве, монтаже, эксплуатации, обслуживания и утилизации, для изделий впервые вводимых в эксплуатацию в пределах ЕАЭС. Здесь следует пояснить, что в сферу регулирования попадают новые аттракционы, произведенные на территории ЕАЭС и ввезенные из других стран. При этом в тексте регламента отсутствует определение «бывший в употреблении», что относит б/у аттракционы импортного производства, ввезенные на территорию ЕАЭС, к объектам регулирования регламента ТР ЕАЭС 038/2016.

Кроме установок уже находящихся в эксплуатации, под действие регламента не попадают изделия, степень биомеханического риска которых определена как ничтожная (категория RB-4).

И раз уж выше зашла речь о категории риска следует описать структуру классификации, которую предлагает регламент. А предлагает он разделять все аттракционы, по степени потенциальной опасности, на четыре категории: RB-1, RB-2, RB-3 и RB-4. В сферу действия регламента попадают первые три категории.

Под категорию RB-1 попадают аттракционы с высокой степенью биомеханического риска. Факторы риска:

  •  высота подъема пользователя свыше 8 метров;
  •  ускорение свыше 20 м/с;
  •  угол наклона кресла пользователя вперед от 135 до 1800; наклон назад от 135 до 1800; наклон вбок от 120 до 1800.

Категория среднего риска биомеханического воздействия RB-2 предполагает воздействие на пользователя следующих факторов:

  •  высота подъема или спуска от 2 до 8 метров;
  •  ускорение от 10 до 20 м/с;
  •  угол наклона кресла пользователя вперед от 45 до 1350; угол наклона назад от 105 до 1350; наклон вбок от 60 до 1200.

Аттракционы с низкой степенью риска RB-3 должны вписываться в следующие параметры:

  •  высота подъема или спуска от 0,4 до 2 метров;
  •  ускорение от 3 до 10 м/с;
  •  угол наклона кресла вперед от 10 до 450; назад от 95 до 1050; вбок от 30 до 600.

Класс потенциальной опасности аттракциона определяет жесткость требований к эксплуатации, монтажу и обслуживанию. Также, именно от категории зависит форма оценки соответствия изделия требованиям регламента.

Помимо степени опасности, регламент рассматривает и тип аттракциона по способу функционирования и специфике использования. Согласно предлагаемой регламентом классификации существуют следующие виды аттракционов:

  1.  Механические поступательного движения кресла пользователя (горки, поезда, катапульты, канатные дороги, водные горки и т.д.).
  2.  Механические, с вращательным движение кресла пользователя (карусели, колеса обозрения, «ромашки», качели и т.д.).
  3.  Механические, со сложными и нелинейными траекториями движения кресла (3D аттракционы, симуляторы, и тому подобное).
  4.  Картинги, автодромы и автотреки.
  5.  Батуты надувные.
  6.  Водные, не имеющие механизации («пузыри», прогулочные лодки, водные дорожки и т.д.).
  7.  Изделия, не имеющие механического привода (горки, качели, «тарзанки», трамплины, батуты и другие немеханизированные аттракционы).
  8.  Изделия, предназначенные для пользования детьми.

По пункту №9 могут возникнуть вопросы, которые регламент разъясняет в разделе определений. Так, детьми признаются пользователи возрастом от 2 до 12 лет и ростом от 90 до 160 см. К детским аттракционам предъявляются особые требования, которые прописываются регламентом отдельно. В том числе уделяется внимание порядку допуска пользователя к аттракциону согласно озвученным выше критериям.

Идентификация предмета регулирования осуществляется визуально и на основании документов представленных заявителем.

Требования к аттракционам

Учитывая специфику предмета регулирования, особое внимание уделяется требованиям безопасности при монтаже и эксплуатации изделия. Но в целом, обеспечение безопасности начинается с контроля процесса проектирования изделия и последующего производства.

При проектировании должны быть максимально минимизированы все возможные риски, для чего просчитывается кинематика устройства, траектории движения, наличие электрооборудования, потенциальной опасности поражения электрическим током и риска возгорания. Также особое внимание уделяется системе аварийной остановки аттракциона и упрощению эвакуации пользователей. Разумеется, оговаривается и необходимость использования только качественных и безопасных материалов, которые подобраны по требуемой прочности.

Пульт управления установкой должен иметь защиту от самопроизвольного включения и выключения. Основные органы управления должны иметь яркую окраску и отличаться по цвету и форме от других элементов аттракциона.

Монтаж и ввод аттракциона в эксплуатацию должен осуществляться исключительно квалифицированным и аттестованным персоналом. Монтаж проводится в строгом соответствии с рекомендацией производителя и требованиям регламента, а после завершения установки оборудования, оформляется формуляр, где указана степени риска изделия, порядок обслуживания и проведения планово-предупредительного ремонта.

Обеспечение безопасности при эксплуатации осуществляется конструктивными элементами аттракциона и его систем управления и обслуживающим персоналом, соблюдающим требования производителя и положения регламента. Из чего следует, что должностные инструкции должны быть прописаны с учетом требований приведенных в статье 8 регламента. При этом должны учитываться требования и рекомендации производителя по эксплуатации аттракциона. Учитывая важность должностной инструкции, её составления лучше вверить специализированной организации.

Хранение, транспортировка и утилизация осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и инструкции производителя на этот счет.

Оценка соответствия требованиям регламента

Подтверждение соответствия аттракциона требованиям ТР ЕАЭС 038/2016 осуществляется в форме сертификации или декларирования. Сертификат необходимо оформить на аттракционы с категорией биомеханического риска RB-1. Декларацию необходимо принять на изделия с категорией риска RB-2 и RB-3. Как было сказано выше, RB-4 и вовсе не попадает под действие регламента.

Кроме сертификации или декларирования, аттракцион нужно поставить на первичный учет, зарегистрировав его в профильном ведомстве, которое будет заниматься техническим контролем состояния изделия. Технический надзор должен осуществляться не реже чем 1 раз в год.

По вопросам касающимся идентификации и сертификации аттракционов можно обращаться в сертификационный центр. Ведомство, отвечающее за технический надзор, определяется законодательством субъекта ЕАЭС. В некоторых регионах РФ это инспекция по надзору за аттракционами. Ростехнадзор этим не занимается.


Возврат к списку