1
Свяжитесь
с нами
2
Заключите договор
3
Заполните заявку
4
Получите сертификат
Погода
Лучшие курсы в
ПокупкаПродажа
USD USD00
EUREUR00
BTCBTC00
1
Свяжитесь
с нами
2
Заключите
договор
3
Заполните
заявку
4
Получите
сертификат


Санкции и Таможенный союз: конфликт интересов

Санкции и Таможенный союз: конфликт интересов

Прочность Таможенного союза продолжает проверяться на прочность. Инициатором стал Россельхознадзор, который предлагает запретить транзит товаров попавших под санкции через территорию ТС. Ведовство уже подготовило соответствующее распоряжение, и после ряда согласований, скорее всего оно вступит в силу. По словам главы, Россельхознадзора, Сергея Данкверта, его ведомство предлагает считать легальной только ту продукцию, которая пересекла границы РФ. Все остальное – контрабанда.

После вступления распоряжения в силу, все внутренние потоки товаров, наименования которых попали под санкции, будут контролироваться при пересечении границы РФ. То есть, если, например, в Беларусь едут яблоки из Польши, то они должны пройти таможенный контроль на российской границе, а не на белорусской. По словам ряда экспертов, такая мера будет выглядеть как приостановление свободного обращения продукции внутри ТС и введение таможенного контроля на российской границе. Что, конечно, совсем не понравится странам Таможенного союза. Что впрочем, опровергается руководством Россельхознадзора. Как утверждает Сергей Данкверт, мера является чисто технической - просто перераспределиться нагрузка на контрольные пункты.

Мотивы, побудившие Россельхознадзор пойти на такие непопулярные меры, вполне понятны. После введения Москвой ответных санкций против продукции из Евросоюза возникли опасения, что запрещенные товары продолжат поставляться на наш рынок под видом произведенных в Беларуси или Казахстане. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что опасения подтвердились: поток контрабанды из Евросоюза идет плотным потоком через Казахстан и Беларусь.

Особо серьезные претензии к Беларуси. У Россельхознадзора имеются факты и неопровержимые доказательство того, что ряд компаний Беларуси занимается транзитом продуктов, на которые наложено эмбарго. В частности, речь идет о мясных продуктах и польских овощах с фруктами. По официальным данным, на российский рынок попало порядка 11 тыс. тонн, этих товаров. Попало под видом продукции произведенной в Беларуси и Казахстане. Хитом контрабандистов является немецкий и польский шпик, который после введения санкций попал в разряд особо дефицитного товара – колбасные производства не могу найти полноценной замены. Также растут потоки американской и канадской продукции, которая меняет прописку и попадает на российский рынок. В таких условиях целесообразность ответных санкций весьма сомнительна. Косвенным доказательством незаконного транзита является резко возросшее потребление Беларусью продукции из Евросоюза – более чем в два раз. Причем скачок приходится именно на период введения санкций.

Россельхознадзор неоднократно связывался по этому поводу с руководством стран ТС, однако ощутимых результатов это не дало. По словам президента Беларуси Александра Лукашенко, транзит запрещенных товаров через территорию его государства невозможен, а попытки предпринимателей на этом заработать тщательно пресекаются. А вся продукция, которая попадает под белорусскими этикетками в РФ – это товары собственного производства, при производстве которого может быть использовано сырье «родом» из США или Евросоюза. Что не запрещено внутренними соглашениями.

Казахстан занял схожую позицию. Официальные лица этой страны заявили о готовности сотрудничать в этом вопросе, а также уведомили о запрете транзита продукции попавшей под эмбарго. Однако поддерживать взаимные санкции ЕС и РФ они не собираются. И отказываться от импорта не будут. Вместе с тем, деловые круги Казахстана и Беларуси рассматриваю торговую войну западного блока с Россией как возможность заработать на удовлетворении российского спроса продукцией собственного производства. И, по словам, официальных лиц, портить отношения с РФ и вносить разлад в Таможенном союзе никому не выгодно.

Практика показывает, что не все так гладко, как утверждают партнёры по ТС. Проблема есть, и стоит она очень остро. Однако способен ли решить её новый порядок таможенного контроля - вопрос открытый. По словам экономических экспертов, инициатива Россельхознадзора абсолютно ничего не даст. Проблема в том, что отличить продукцию, произведенную в ТС от продукции, изготовленной в ЕС практически невозможно. Как правило, сопровождающая документация и даже упаковка перед реэкспортом заменяются. А отличить польскую грушу от казахской по внешнему виду невозможно.

К работе по выявлению контрабанды уже привлечена федеральная Таможенная служба. Созданы мобильные группы, которые должны досматривать подозрительные грузы. Предполагается, что это должно несколько увеличить эффективность противодействия контрабанде.

Запрет Россельхознадзора основан и на положениях международной конвенции о безопасности оборота продуктов растениеводства, которые могут содержать опасные для здоровья вещества. Что, конечно, является лишь формальным основанием дающим возможность вести конфликт в правовом поле. Россия входит в число стран ратифицировавших конвенцию, соответственно обязана исполнять её положения.

Как бы то ни было, а решение Россельхознадзора не способствует упрочнению Таможенного союза и подрывает доверие к нему. Такого мнения придерживается руководитель центра исследования международной торговли, Александр Кнобель. Он считает, что решение фактически не имеет под собой юридической основы и противоречит базовым правилам ТС. Фактически Россельхознадзор посягнул полномочия ЕЭК, которая и должна решать вопросы такого уровня. Евразийская комиссия же на повестку такие вопросы не выносила. Поэтому даже если Россельхознадзора увидит свет, то заставить членов ТС её исполнять будет той ещё проблемой. По большому счету Казахстан и Беларусь имеют полное право её игнорировать.

Кнобель также отмечает, что хотя сложившаяся ситуация и привлекательна для Казахстана и Беларуси в плане потенциальной выгоды от импортозамещения российского рынка, однако попытки России ещё раз показать кто тут главный и переписать правила под себя могут вызвать конфликт интересов и заложить мину замедленного действия под весь Таможенный Союз.

Возврат к списку