Минпромпторг предлагает запретить к продаже немаркированную обувь
Предложение это имеет форму законопроекта, который был подготовлен и внесен на обсуждение в государственную Думу. Из текста законопроекта становится понятно, что речь идет не только о маркировке, наносимой по требованию технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» при сертификации обуви. Министерство промышленности и торговли предлагает создать государственную информационную систему, охватывающую весь рынок РФ.
Суть законопроекта в следующем. При производстве или ввозе, и в процессе оборота обуви, данные о продукции должны быть внесены в систему, а сама обувь маркируется установленным способом. Изделия, не имеющие такой маркировки, из оборота изымаются. Вроде все просто и даже можно говорить о пользе предложения – эта мера поможет убрать с рынка серую продукцию. Однако при более глубоком рассмотрении предложения возникают вопросы.
Следует сразу сказать, что создание ситсемы планируется с нуля. Это потребуется затрат, как со стороны производителя, так и со стороны государства. Последнее обязуется создать систему учета и организовать взаимодействие с ней посредством оператора. А вот исполнение требований буквы закона от обувщика потребует следующих действий:
1.Регистрация лица, занимающегося производством, продажей или ввозом обуви, в системе мониторинга продукции.
2. Закупить, настроить и протестировать средства для нанесения маркировки.
3. Внести информацию о продукте в систему мониторинга и нанести маркировку на всю продукцию.
То есть, закупка оборудования, дополнительные затраты на организацию деятельности будут заложены в себестоимость продукции. А неизбежные проблемы с введением системы мониторинга в действие грозят неразберихой на рынке. Да, скорее всего рост цен не будет критичным, а дефицита продукции не будет, благодаря уже существующим запасам и поэтапному введению системы в действие.
Что же этот законопроект даст потребителю и производителю? Очевидно, что под удар попадут мелкие магазины и рынки, торгующие продукцией со сверхнизким ценником. И первое что они сделают – это поменяют ценники. Крупные сетевики тоже вряд ли станут нести расходы самостоятельно. В общем, если законопроект пройдет, рост цен будет обязательно, вопрос лишь в цифрах.
Производитель от предложения Минпромторга выиграет, так как угроза конфискации товара заставит продавцов играть только по правилам. А значит потерю «серого» товара нужно будет возместить. Вопрос лишь в том, справится ли производитель, и сможет ли он обеспечить приемлемую стоимость товара.
Введение системы мониторинга в действие планируется осуществлять поэтапно. Согласно законопроекту, с октября 2019 года маркировка возможна на добровольной основе, а с 2020 года эта процедура будет обязательна.