Внесение изменений в Технические условия
Необходимость в корректировке действующих ТУ возникает достаточно часто. Это гибкая система документации, позволяющая своевременно учитывать изменение базовых законодательных актов и требований рынка. Однако существует определенный диапазон допустимых изменений. Если предполагаемые коррективы повлекут изменения в характеристиках или свойствах изделия, либо взаимосвязь Технических условий с конечным продуктом будет утеряна, в этом случае необходима разработка новых ТУ.
Говоря о внесении изменений в Технические условия невозможно обойти два вопроса: «в каком случае это необходимо?» и «как это сделать?». Ответ на первый вопрос получается несколько размытым, так как причин может быть масса. Вот только краткий перечень наиболее часто встречающихся:
- изменения в законодательстве и профильных нормативных актах;
- исправление ошибки;
- изменения условий производства изделия, его эксплуатации или порядка утилизации;
- незначительное изменение рецептуры пищевых продуктов (которые не повлияют на конечный результат и потребительские свойства);
- исключение устаревшего или потерявшего актуальность пункта ТУ;
- добавление дополнительных данных о продукте, которые были получены в результате исследований.
Разумеется, вносить изменения в действующие Технические условия может только организация-держатель. Это важный момент, поскольку довольно часто продукт производится по заимствованным в открытом доступе ТУ.
Что касается вопроса «как?», то его уместнее перефразировать в «где?». Как правило, организация не содержит штат специалистов способных выполнить эту задачу быстро и правильно. По этой причине, изменения в ТУ вносятся специалистами сертификационного центра, к которым, в конечно счете, обращается производитель. Что, в общем-то, правильно. Процедура сложная и требующая определенных знаний и квалификации.
Порядок изменения Технических условий
Профильный нормативный акт для данного случая – это ГОСТ 2.503-90 «Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений». Собственно сама процедура корректировки может осуществляться несколькими способами, на выбор:
- подчистка;
- зачеркивание потерявших актуальность положений;
- закрашивание;
- замена листа или части документа целиком;
- введение новых положений;
- исключение потерявших актуальность положений.
Если ТУ хранятся в электронном виде, их корректировка возможна только путем замены. Техусловия на бумажном носителе корректируются внесением поправок от руки, либо путем замены листа. Стандарт подробно прописывает, как это делать допускается, а как запрещается.
Особая тема – корректировка чертежей, схем или иных графических документов. Часто, они выполняются вручную, на бумажном носителе. В этом случае, устаревший фрагмент зачеркивается и ставится под новым «взамен зачеркнутого». Корректировка должна быть выполнена таким образом, чтобы не была утеряна возможность оцифровки документа.
В целом, процедура внесения изменений в ТУ очень плотно связана с порядком формирования нового комплекса документов подобного рода. Требования к оформлению те же.
Извещение об изменении технических условий
Любые корректировки в уже действующем ТУ, по которому была выпущена продукция, так или иначе, затрагивают не только самого производителя, но уже и потребителя, а также третьих лиц. Например, оборудование, произведенное по ТУ, функционирует на стороннем предприятии или объекте, а это значит, что эксплантат должен быть извещен об изменениях касающихся эксплуатируемого им оборудования. Кроме того, коррективы вносятся во все документы, которые, так или иначе, проистекают из положений ТУ. Для этого после внесения изменений обязательно формируется извещение (ИИ).
Извещение составляется в электронном или бумажном виде. ИИ должно содержать сведения о держателе ТУ, перечень внесенных изменений в Технические условия, регистрационный номер ИИ, причины внесения изменений. Порядок заполнения извещения прописан в ГОСТ 2.503-90.
Сформировать извещение может как сам производитель или заявитель, так и специалист сертификационного центра. Как правило, практикуется именно последний вариант. Заявитель получает полный пакет документов необходимый для дальнейшей работы, что очень удобно – экономит много времени и сил.