Оформление сертификата на запчасти для колесных транспортных средств
Вопрос качества автомобильных и мотоциклетных запчастей в нашей стране всегда стоял остро. Причем это касается даже комплектующих для сборочных конвейеров автомобильных заводов. Что уж говорить об открытом рынке автомобильных запчастей. Впрочем, после введения в действие регламента на колесные транспортные средства и здесь есть достаточно серьезный контроль. Большая часть того, что можно приобрести для ремонта своего железного коня должна иметь сертификат, а запчасти для менее ответственных участков – декларацию. И то и другое можно в короткие сроки оформить в сертификационном центре.
Следует сразу оговориться, что сертификация запчастей осуществляется только в том случае, если они поступают на рынок как самостоятельный продукт. Проще говоря, оформлять сертификат на запчасти для сборочного производства не требуется. Кроме того, действие регламента не распространяется на детали и комплектующие бывшие в употреблении. То есть все, что лежит на авторазборах, никакой проверки на безопасность не проходит.
Согласно приложению №10, регламента ТР ТС 018/2011, оформлять сертификат требуется на следующие запчасти:
- · ДВС в сборе;
- · системы питания двигателя;
- · комплектующие систем нейтрализации и выпуска отработавших газов;
- · элементы и детали гидравлической или пневматической тормозной системы;
- · рулевое управление;
- · автомобильные, автобусные и мотоциклетные шины;
- · элементы систем безопасности;
- · погрузочные и разгрузочные вспомогательные системы для грузовых автомобилей;
- · автомобильная и мото оптика;
- · электрооборудование;
- · контрольные приборы и приборные панели;
- · сидения;
- · амортизаторы подвески;
- · некоторые декоративные элементы;
- · радио оборудование;
- · автомобильные и мотоциклетные багажники.
При этом в перечне не указаны более подробные наименования и применение к ним формы подтверждения соответствия. Поэтому в некоторых случаях придется рассчитывать исключительно на помощь специалиста сертификационного центра.
Порядок проведения сертификации запчастей
Для начала товар идентифицируется, для того чтобы установить схему, по которой будет оформляться сертификат на запчасти. В отличие от других регламентов Таможенного Союза, ТР ТС 018/2011 в этом отношении оригинален. Тут каждая категория продукции имеет закрепленную за ней схему, или несколько схем.
Потребуется сформировать пакет документов для подачи заявки на сертификацию. Набор документов стандартный:
- выписки из реестра на заявителя;
- описание детали и её технических характеристик;
- эксплуатационные данные;
- копия технической документации, по которой автозапчасть производилась;
- договор на поставку (для импортных запчастей);
- сертификат системы менеджмента качества (при наличии).
Лабораторные испытания предусмотрены всеми схемами. Экспертиза проверяет соответствие фактических данных и показателей указанным в заявке характеристикам и нормам прописанным в регламенте ТР ТС 018/2011. По сути, протокол экспертизы – самый важный документ, исходя из данных которого, и будет приниматься решение о выдаче сертификата на запчасти.
Если орган по сертификации не выявит серьезных отклонений, заявителю будет выдан документ установленного образца, данные о котором вносятся в Единый реестр. Срок действия сертификата на запчасти поставляемые серийно составляет до 5 лет, а для единичных экземпляров и партий – без ограничения.